Category: философия

Category was added automatically. Read all entries about "философия".

Котег умнег)

(no subject)

"Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь"


Ф Ницше
Котег умнег)

(no subject)

"Одиночество — это предельная реальность. Человек приходит один, уходит один; и между этими двумя одиночествами мы создаём все возможные отношения и борьбу, просто чтобы обмануть самих себя — потому что и в жизни мы остаёмся одни. Но одиночество — это не то, о чём нужно грустить; это то, чему нужно радоваться. Есть два выражения — словарь скажет, что у них одинаковый смысл, но существование придаёт им совершенно противоположные значения. Одно выражение: чувствовать, что тебе одиноко, и другое — быть одному. Они не синонимичны.

    Чувствовать, что тебе одиноко, — это негативное состояние, похожее на темноту. Это означает, что тебе кого-то не хватает; ты пустой, и ты боишься этой безграничной вселенной. Смысл того, чтобы быть одному, совершенно другой: это не значит, что тебе кого-то не хватает, это значит, что ты нашёл самого себя. Это абсолютно позитивно.

    Найдя себя, человек находит смысл жизни, важность жизни, радость жизни, великолепие жизни. Найти себя — величайшая находка в жизни человека, и эта находка возможна, только если ты один. Когда твоё сознание ничем и никем не заполонено, когда твоё сознание совершенно пусто, в этой пустоте, в этом ничто случается чудо. И это чудо — основание всей религиозности.

    Это чудо состоит в том, что когда твоему сознанию нечего больше осознавать, сознание обращается само на себя. Оно становится кругом. Не находя никаких препятствий, не находя никакого объекта, оно возвращается обратно к источнику. И в то мгновение, как круг завершается, ты больше не обычное человеческое существо; ты стал частью божественности, которая окружает существование. Ты больше не ты сам; ты стал частью всей вселенной, твоё сердцебиение стало теперь сердцебиением самой вселенной."


   Ошо


Котег умнег)

(no subject)

Оригинал взят у bart в 9 интересных мысленных экспериментов

опробуйте осмыслить эти интересные умозаключения

Философия не наука, философия — это образ жизни. Рассуждения о воображаемых жуках в коробках, не родившихся свиньях и жизни паука в писсуаре могут вызвать серьёзные опасения за психическое здоровье участников таких дискуссий, однако не спешите крутить пальцем у виска — лучше попробуйте поразмыслить, что скрывается за той или иной, казалось бы, надуманной проблемой.

С помощью таких мысленных упражнений человек способен решить сложнейшие вопросы бытия и сознания (вы, кстати, уже знаете, что для вас первично?) и даже обрести душевное равновесие. Конечно, пока очередной философ не подкинет ещё одну парадоксальную задачку. Предлагаем вам 9 мысленных экспериментов, которые, возможно, не изменят вашу жизнь, но, по крайней мере, заставят крепко задуматься.

1. Дилемма заключённого

9 интересных мысленных экспериментов


Классическая проблема из теории игр, в которой испытуемый должен решить, признаться в преступлении или нет, при том, что он не знает, как ответит его подельник.

Вот как формулирует дилемму заключённого «Стэнфордская философская энциклопедия»:
«Двоих арестовали за ограбление банка и поместили в разные камеры. Следователь предложил каждому сделку: „Если вы признаетесь, а ваш сообщник будет молчать, я сниму все обвинения, выдвинутые против вас, а он получит огромный срок. Если подельник даст показания, а вы будете молчать, его отпустят и посадят вас на точно такой же срок. Если признаетесь оба, то получите срок, но я выхлопочу вам двоим условно-досрочное освобождение. Если же ни один из вас не признается, придётся посадить обоих, но ненадолго, потому что прямых улик против вас нет“».

Если предположить, что оба обвиняемых заботятся только о минимальном сроке для себя, то у каждого возникает непростая дилемма, в которой вариант предательства доминирует над сотрудничеством с сообщником из-за того, что один не знает, как себя поведёт другой. Лучшим выходом из ситуации для обоих является молчание, однако, рассуждая рационально, практически каждый человек приходит к тому, что предать выгоднее, чем сотрудничать, независимо от того, как себя поведёт подельник. Рациональность каждого вместе приводит их к нерациональному решению.

2. Комната Мэри

Этот мысленный эксперимент направлен против философии физикализма как убеждения, что всё в мире, включая психические процессы, имеет физическую природу. Из эксперимента следует, что есть нефизические свойства окружающего мира, которые можно постигнуть только путём непосредственного опыта.

9 интересных мысленных экспериментов

Фрэнк Джексон

Один из создателей этой концепции, Фрэнк Джексон, сформулировал проблему так:

«Мэри, блестящий ученый, вынуждена изучать мир из черно-белой комнаты через черно-белый монитор. Она специализируется на нейрофизиологии зрения, и, предположим, она обладает всей возможной физической информацией, которую можно получить о том, что мы испытываем, когда видим спелые помидоры или небо, или когда используем слова „красный“, „синий“, и так далее. К примеру, она знает, какие комбинации длин волн, излучаемые небом, стимулируют сетчатку глаза, и что в точности происходит в центральной нервной системе, когда произносится фраза „Небо синее“. Что произойдет, когда Мэри выйдет из своей комнаты или когда ей дадут цветной монитор? Узнает ли она что-нибудь новое?»

Иными словами, Мэри знает о цвете всё, кроме самого главного: она никогда не видела никаких цветов, кроме оттенков чёрного и белого, поэтому не может предсказать разницу между академическим знанием и фактическим опытом.

Эта проблема даёт понять, что даже объективное наблюдение не позволяет человеку получить представление обо всех свойствах предмета. Говоря простым языком, нам не дано представить, что именно мы не знаем.

Collapse )
котеги

(no subject)

Как-то к Конфуцию пришла женщина и спросила: почему, если у одного мужчины много женщин, это свидетельство его доблести, а если одна женщина знается со многими мужчинами, то ее считают существом низким и достойным осуждения?

Это легко объяснить на примере, отвечал ей Конфуций. Возьми чайник и завари в нем чай (женщина взяла чайник и заварила в нем чай по всем правилам), а потом разлей его по шести чашкам. Хорошо ли получилось?

Да, хорошо, ответила женщина, поднося чашку к губам.

Не увлекайся, остановил ее Конфуций, это только первая часть урока. Вылей чай из всех шести чашек и чайника, помой посуду. Молодец. А теперь достань вон из того шкафчика шесть чайников и завари чай в каждом из них. (Женщина так и сделала, взяв для каждого чайника чай из другой баночки.) А теперь налей понемногу из каждого чайника в одну чашку. Хорошо ли получилось?

Да, отлично получилось, ответила женщина, пробуя богатый ароматами чай, к тому же ей очень захотелось пить от всей этой возни с посудой.

Вот дура! - вскричал Конфуций. - Такую притчу испортила!


Котег умнег)

(no subject)

    "Философия — враг истины. Говоря "философия", я имею в виду всякую философию, в том числе мою, потому что философия создает занавес слов и вам не видна реальность, как она есть. Она искажает реальность, она интерпретирует реальность, она драпирует реальность, она прячет реальность, она скрывает реальность.

    Истина блаженна, истина везде и всюду, истина внутри и снаружи и единственный барьер — это слова, теории, теологии, которые вы выучили. Они не позволяют вам видеть то, что есть, они стоят на пути, они предрассудки. Любая философия — это предрассудок и никакое учение не является мостом, все они — барьеры.

    Рано или поздно для искренне вопрошающего наступает этот великий миг понимания, когда он чувствует себя утомленным, усталым от всей этой чепухи, что длится во имя мышления.

    Слово "бог" не есть Бог, сколько еще вы будете играть в слова? Слово "пища" не есть пища, сколько еще вы будете таскаться со словом "пища", оставаясь голодным? Рано или поздно вы поймете что, то, с чем вы носитесь, только слово: оно не может напитать вас, не может дать вам жизнь, не может дать вам мир, ничего не может вам дать. Конечно, обещает все, потому философия и стала столь важна: из-за обещаний, но все эти обещания пусты; они никогда не исполняются. Философия никогда еще не помогала кому бы то ни было познать истину."


     Ошо  Раджниш






Котег умнег)

(no subject)

"Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. "
Виктор Франкл

"Мы уже говорили о том, что каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить» человека снова и снова убеждала, что это возможно сделать, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем. Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"». Надо было в той мере, в какой позволяли обстоятельства, помочь заключенному осознать свое «Зачем», свою жизненную цель, а это дало бы ему силы перенести наше кошмарное «Как», все ужасы лагерной жизни, укрепиться внутренне, противостоять лагерной действительности. И наоборот: горе тому, кто больше не видит жизненной цели, чья душа опустошена, кто утратил смысл жизни, а вместе с ним — смысл сопротивляться.

Такой человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?

Задать вопрос о смысле жизни

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима. Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий. Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу. И каждая ситуация остается единственной, уникальной и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный. И коль скоро судьба возложила на человека страдания, он должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Он должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига.

Для нас, в концлагере, все это отнюдь не было отвлеченными рассуждениями. Наоборот — такие мысли были единственным, что еще помогало держаться. Держаться и не впадать в отчаяние даже тогда, когда уже не оставалось почти никаких шансов выжить. Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели. Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя также и смерть, а под смыслом мы понимали не только «смысл жизни», но и смысл страдания и умирания. За этот смысл мы боролись!


Страдание как подвиг

После того как нам открылся смысл страданий, мы перестали преуменьшать, приукрашать их, то есть «вытеснять» их и скрывать их от себя, например, путем дешевого, навязчивого оптимизма. Смысл страдания открылся нам, оно стало задачей, покровы с него были сняты, и мы увидели, что страдание может стать нравственным трудом, подвигом в том смысле, какой прозвучал в восклицании Рильке: «Сколько надо еще перестрадать!». Рильке сказал здесь «перестрадать», подобно тому как говорят: сколько дел надо еще переделать.

Да, нам пришлось много «перестрадать». Поэтому следовало смотреть в лицо страданиям, рискуя не выдержать, рискуя не сдержать слез. Да и не надо было стыдиться таких слез — они свидетельствовали о том, что у человека есть высшее мужество — мужество страдать. Впрочем, такое понимание было у немногих, большинство со смущением признавались в том, что «снова плакали». Один мой товарищ на вопрос, как ему удалось избавиться от голодных отеков, ответил: «Я их выплакал»…
Collapse )
Котег умнег)

(no subject)

Оригинал взят у pornoromantic в post
"Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя"

(Ф. Ницше)
Котег умнег)

(no subject)

Антончик Виктор Михайлович - руководитель "Театра мистерий Virginalis" www.virginalis.com.ua
В Университете эффективного развития ведет авторский курс «Ментальная картография», проводит занятия по движению и рисунку.

Ментальная картография

Карты являются исключительно языком власти.
Владеть картой, значит владеть страной.
Дж.Б.Харли
Согласно словарям, карта — уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Карта позволяет ему окинуть взглядом земную поверхность, проложить маршрут, сориентироваться в пространстве, словом, получить представление о мире. Нам необязательно ехать в Индию, чтобы узнать о ее существовании — достаточно взглянуть на карту. По этой же причине, мало кто убедит нас в том, что Монголия входит в состав России, а на Северном полюсе есть материк. Таким образом, карта даже не столько иллюстрирует мир, сколько формирует наше его восприятие, или, по-другому, его ментальную модель.
Самое интересное, что восприятие это у каждого свое. Следовательно, и модель мира, которую создают карты, индивидуальна. И, опираясь, на воспринятую модель, каждый человек, по большому счету, формирует свой собственный мир.
Изучение репрезентации восприятия мира в сознании человека, дало толчок к появлению в 70-е годы XX века коцепции «ментальной картографии» - абстрактного понятия, охватывающего те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве. То есть ментальная карта – это созданное человеком изображение части окружающего пространства, которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на мир. От того, какой картой и как пользуется человек, в конечном итоге зависит и то, какие события разворачиваются в его жизни.
О сути ментальной картографии и ее практическом применении читателям «Бизнес-Ключа» рассказал разработчик курса «Ментальная картографии» Института психонетики (г.Киев), создатель театра Virginalis, психолог и художник Виктор Антончик.
– Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, что такое в Вашем понимании ментальная картография и ментальные карты.
Ментальная картография – это методика, которая базируется на изначальной европейской философской традиции. Во времена античности, философия была инструментом созидания, формирования нового. За 2000 лет этот инструмент был потерян. Мышление потеряло свое практическое значение и превратилось в занятие чисто теоретическое и описательное. Своего рода реставрация философии произошла благодаря деятельности ряда мыслителей, начиная с Канта, Шопенгауэра, Ницше, и заканчивая экзистенциалистами. К концу XX века философия вновь обрела реальность практической дисциплины.
Так, вся политико-экономическая система, последних 50 лет строилась на основе идеологии «философии неоконсерватизма» Лео Штрауса, сформировавшего активное описание мира (его карту), которым мы все пользовались до недавнего времени. Неоконсерватизм Лео Штрауса, сегодня, безусловно, теряет свою актуальность. Ветер дует по-другому, и чтобы этот ветер поймать, философии необходимо использовать динамический принцип, она должна быть подвижна. Карты необходимо менять, чтобы соразмерить с тем ландшафтом, который появляется здесь и теперь. Поэтому карты Лео Штрауса, которые базировались на неравенстве общества, и т.п., устаревают. Кризис порожден именно устареванием описания мира.
Ментальная картография, как и любые другие подобные явления постэкзистенционализма, не уникальна. Но ее ценность в том, что она формирует мир, а не только описывает его. Это тот случай, когда описательный инструмент превращается в деятельный. В технологию, которая приходит на смену штраусовскому неоконсерватизму и помогает ловить тот ветер, который мы сейчас чувствуем.
Collapse )

(no subject)

"Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений."


"Моральное суждение и осуждение - это излюбленная месть умственно ограниченных людей людям менее ограниченным..."


"Сохранять веселость в мрачном и чрезмерно ответственном деле не малый фокус; а что же тут нужнее веселости? Ни одна вещь не удается, если в ней не принимает участия задор. Излишек силы только и есть доказательство силы."


Фридрих Ницше