Блудный Кот) (dmitriysh) wrote,
Блудный Кот)
dmitriysh

Category:

Чему не научат в автошколе, или 6 способов сохранить жизнь себе и окружающим



/span>. </div></div></div></div></footer>

Этот текст может показаться тебе банальным, но бьюсь об заклад, что ты обязательно найдешь в нем что-то полезное. Это квинтэссенция опыта четырех поколений людей с бензином в крови. Если он поможет спасти хотя бы одну жизнь, значит все было не зря.

Автор недавно разменял 20-летний стаж вождения и первый миллион километров за кормой, значительная часть из которых пролегала не по асфальту. Шкаф заполнен кубками с соревнований, удостоверение кандидата в мастера спорта по трофи-рейдам пылится где-то на полке, количество аварий по моей вине — ровно одна, спустя пару месяцев после получения прав. Мой отец — чемпион СССР по автокроссу, а дед — доктор палеонтологических наук, исколесивший в экспедициях весь Союз и Монголию. Скажу больше: прадед работал инструктором по вождению уже в 1930-м году, когда весь город насчитывал не более 30 учеников автошколы.

Итак, давай учиться выживать вместе:



1. Невероятно, но факт: Дай Дорогу Дураку
Принцип общеизвестен, но многие понимают его слишком прямолинейно: постарайся увернуться от Дурака, если он представляет прямую угрозу. Это не совсем корректно. Твоя задача — развить в себе навыки проактивного вождения, в противовес реактивному. Важно не просто реагировать на прямые угрозы (видишь препятствие — затормози, видишь свободную полосу -- перестройся), а прогнозировать дорожную обстановку на 5, а лучше на 10 секунд вперед. Далее мы поговорим о прогнозе чуть более подробно. Архиважно проникнуть в помыслы Дурака и предвосхищать его дальнейшие действия.



Разберем на понятных примерах:

— ты почти опережашь попутный автомобиль, который едет в полосе за медленно плетущейся фурой со скоростью, заметно превышающей скорость фуры. Скорее всего он попытается перестроиться в твой ряд, причем не глядя в зеркало. Притормози. Дай Дорогу Дураку.

— ты едешь по главной, а со второстепенной выезжает автомобиль, водитель которого даже ни разу не посмотрел в твою сторону, он тупит в телефоне или просто тупой. Знай, это — Дурак. Ты можешь быть бесконечно прав на главной дороге, но какой смысл в том, чтобы его таранить, теряя время, деньги и нервы. Притормози. Дай Дорогу Дураку.

— ты едешь по многополосному шоссе чуть выше средней скорости потока, но автомобиль из правого ряда начал перестраиваться налево, а машина из левого ряда начала перестраиваться направо. Оба через 5 секунд перестроятся в тебя, если ты не сбавишь скорость. Притормози. Дай Дорогу Двум Дуракам, пусть разбираются друг с другом, ты здесь точно лишний, хотя по ПДД ты будешь 100% прав.

Если ты уже более месяца (или вообще никогда) не попадал в схожие ситуации, но при этом с завидной регулярностью слышишь звуки клаксонов вокруг себя, не понимая причину их возникновения то скорее всего Дурак — это ты. Ничего личного, будь осторожен, следи за собой.

Идем дальше, сейчас будет база, даже фундамент, в автошколе такого точно не рассказывали, это не в их интересах:

2. Сядь прямо
Да, сядь в машину и поставь спинку сидения в почти максимальное прямое вертикальное положение, тут тебе не шезлонг, ты находишься в средстве повышенной опасности и прежде всего в твоих интересах покинуть его живым и желательно невредимым. Спина прямая, ноги не путаются под педалями, запястья рук спокойно ложатся на обод рулевого колеса, все просто. Зачем? Чувство автомобиля. Чем более перпендикулярен твой позвоночный столб к оси движения, тем лучше ты ощущаешь движение и смещения по осям, все просто. Бонусом, значительно улучшится обзор. Тысячи инженеров потратили миллиарды долларов, проектируя ремни и подушки безопасности, чтобы ты most likely остался жив в случае аварии, но все их расчеты бессильны против шезлонга. Был на моей практике один убежденный газелист, даже на моем внедорожнике умудрился принять позу пациента Фрейда на кушетке, плохо водил и продолжает водить очень плохо. Надеюсь, все еще жив и здоров. В случае сомнений данного пункта рекомендую ввести в поиске youtube слово "автогонки" и обратить пристальное внимание на посадку пилота и штурмана. Формулу 1 можете не гуглить, там монокок определяет посадку, а не наоборот. Да, поначалу будет неудобно, но это вопрос привычки, мучений максимум на неделю, а эффект на всю жизнь. Плюс спина в старости скажет "спасибо".


Приятный бонус: настрой зеркала ПРАВИЛЬНО. В левом зеркале ты видишь малую часть левого заднего крыла и Дорогу, в правом зеркале ты видишь малую часть правого заднего крыла и Дорогу, в центральном зеркале ты видишь Дорогу и малую часть своего правого уха. Про грамотное использование зеркал будет чуть ниже по тексту, не переключайся.

3. Научись тормозить
Научись правильно тормозить, это просто. Но скорее всего ты не умеешь. Большинство водителей инстинктивно боятся экстренного торможения. Знаешь, как раньше тормозили раллисты во время гонки? Носок правой ноги на тормозе, пятка на перегазовке, левая нога на сцеплении, прерывистое торможение с использованием двигателя. Автор тоже так (когда-то) умел, но теперь существует ABS, так что просто нажми на тормоз до упора. Нет, не так: найди пустынное место, вроде полупустой парковки супермаркета, разгонись до 40 км/ч и ударь со всей силы ногой по педали тормоза. Если уже в самом начале ты почувствовал стрекотание АБС, грудь повисла на ремне безопасности (про значение понятия "пристегнуться" чуть ниже), а в машине полетели вперед все незакрепленные вещи, значит ты все сделал правильно. Был случай, когда во время аварии человека убил фотоаппарат, прилетевший с задней полки точно в затылок. Клюнул носом? Резина на колесах и твоя девушка взвизгнули одновременно? Значит, ты на правильном пути.


Теперь сложи рассыпавшиеся вещи так, чтобы они не прилетали в случае любого торможения , и повторяй данную тренировку раз в 3 месяца, и желательно на разных покрытиях. Постарайся запоминать ощущения тормозного пути на сухом/мокром асфальте, в околонулевых температурах, на грунте, на снегу, при гололедице. При любых сомнениях в качестве зацепа с покрытием, проверяй его коротким ударом по тормозу, убедившись, что сзади никого нет. Особенно актуально при температуре около нуля при въездах на искусственные сооружения: если земля под асфальтом еще не успела достаточно остыть, то на эстакаде может запросто оказаться тот самый "черный лед", убивший немало человек.

4. Научись видеть
Не "смотреть", а именно видеть. Научись видеть, слышать и прогнозировать дорожную ситуацию вокруг себя на 360 градусов. Базовый принцип: смотри не туда, куда едешь, а туда, куда хочешь приехать. Не на багажник передней машины, а поверх него. Не на собственный капот, а в конец поворота. Не на колесо мотоцикла, а на Дорогу. Руки сами тебя выведут из почти любой внештатной ситуации.

Простая и понятная иллюстрация, куда едет мотоцикл и куда при этом смотрит пилот
Простая и понятная иллюстрация, куда едет мотоцикл и куда при этом смотрит пилот
Смотри в зеркала не только перед маневром, не только во время маневра, но и в любое другое время с периодичностью в 5 - 10 секунд. Знай и прогнозируй полную картину вокруг себя: справа Вольво, слева сзади Газель, далеко сзади Пежо. Секунд через 5 снова пробегись по зеркалам и убедись, что все соседи на месте. Если Пежо исчез, а явных поворотов с трассы не было, то вариантов всего два: 1. Пежо похитили инопланетяне. 2. Пежо висит у тебя в мертвой зоне в полной готовности прилететь в тебя во время перестроения. При необходимости крути головой, периферическое зрение работает лучше прямого, это тебе любой боксер подтвердит.

Есть полезная привычка в любое время года оставлять окно хоть чуть-чуть, но приоткрытым, чтобы не только видеть, но и слышать дорожную обстановку. Если ты привык постоянно ездить с громкой музыкой или даже в наушниках, промотай наверх к первому пункту.
5. Пристегни себя и своих пассажиров.
Всегда и везде. Доведи до автоматизма. Сел в машину — пристегнулся, тебе должно быть неудобно без застегнутого ремня. Адептам, уповающим на "силу рук", сжимающих руль и якобы призванных удержать тело при аварии, предлагаю провести простой эксперимент: возьмите в руки руль и прыгните плашмя на свой автомобиль с 6-го этажа. Таким образом вы почти повторите методику краш-тестов EuroNCAP: столкновение на скорости 64 км/ч с частичным перекрытием. Внимательно прислушайся к внутренним ощущениям после удара и сделай релевантные выводы.

Мой одноклассник разбился насмерть в Испании: он единственный в машине был не пристегнут, хоть и сидел на самом "безопасном" месте сзади. Хоронили Сашку в закрытом гробу.
Когда где-то в белорусской глубинке на свадьбе у друга кто-то спросит тебя "а зачем ты пристегиваешься на заднем сиденье, ведь мы в кортеже медленно едем по деревне" — расскажи автору вопроса про руль и прыжок с 6-го этажа. Помогает. У меня именно так и было.


Убедись, что пассажиры тоже пристегнулись. Все пассажиры. Даже задние. Это не вопрос их личной безопасности, это про ваше обоюдное выживание в случае аварии. В момент столкновения с неподвижным препятствием скорость летящего пассажира почти равна скорости в момент столкновения, причем взаимный контакт с пристегнутым водителем зачастую происходит по схеме "головой по голове", а это очень больно. Сомневающимся в данном постулате рекомендую повторить эксперимент с прыжком с шестиэтажки, но на этот раз удобно расположитесь лежа на асфальте и попросите друга прыгнуть на вас. Надеюсь, что вам обоим будет достаточно мысленного эксперимента. Не начинайте движение, пока не пристегнется каждый член экипажа. В случае недоуменных взглядов и возражений лично мне всегда помогает фраза "при аварии ты скорее всего умрешь, а я из-за тебя останусь инвалидом, причем скорее всего на голову".

6. Оцени риски и будь готов к боли
Один из самых важных пунктов, о котором знают немногие. Давай разделим типы столкновений по нарастающей, в зависимости от тяжести повреждений:

— Кювет. Один из самых дешевых способов избежать травм. Если столкновение неминуемо и есть возможность уйти в кювет — воспользуйся ей. Кювет — это почти не больно. Да, это возможный переворот через крышу, и даже не один, но это правда не так больно, как принято считать. За всю жизнь я лишь один раз был очевидцем смертельного исхода в кювете, но ремень безопасности трупа чинно покоился в стартовом положении. Для преодоления собственного страха перед переворотом я свое время специально приобрел убитую "копейку" без документов, пристегнулся, надел мотоциклетный шлем и убрался направо на скорости 50 км/ч. Отделался растяжением шейных связок, ибо не учел полное отсутствие подголовников в раннем советском автопроме. С ними бы остался полностью невредимым.

— Удар об движущееся препятствие попутного направления. Скорость столкновения с ним равна твоей скорости минус скорость попутного ТС. Плюс в большинстве случаев это деформируемое препятствие, если только тебе не пришлось таранить танк или трактор, а это заметно снижает перспективу и масштаб причинения вреда здоровью. Если варианта уйти в кювет нет — бей в попутный автомобиль, но делай это правильно: максимальное пятно контакта дает минимальные повреждения. Частичное перекрытие приводит к большим разрушениям конструкции, к тому же попутный автомобиль изменит изначальную траекторию движения, что может привести к непоправимым последствием вроде вылета на встречку, о которой расскажу чуть ниже. Лайфхак номер один: неистово сигналь вплоть до момента столкновения. Во-первых, есть шанс, что водитель спереди увидит тебя в зеркало и даст газу при наличии свободного места перед собой (было у меня такое дважды при гололедице). Во-вторых, у него появится шанс напрячься и свести к минимуму шанс погибнуть от перелома шейных позвонков при ударе об подголовник. Самый страшный удар — это тот, которого не видишь.

Непосредственно за секунду до неминуемого удара самое лучшее решение — убрать руки с руля, сжать их в кулаки, скрестить на груди, не забыв прижать к ней подбородок, и напрячь все мышцы своего тела. Доказано многими поколениями автогонщиков.
— Удар об неподвижное препятствие. Это уже сильно больнее, чем попутка, но сильно лучше, чем встречка. При возможности выбора среди прочих равных, выбирай препятствие с потенциалом к деформации. Барьер безопасности или невысокое дерево в разы повысят твои шансы выжить по сравнению с бетонным блоком или фонарным столбом. Возвращаясь к пятну контакта столкновения: при выборе между блоком и столбом — выбирай первое, столб оставит тебе сильно меньше шансов.

— Удар об движущееся препятствие встречного направления. Нет ничего более фатального, чем встречка. Скорость столкновения равна сумме скоростей обоих транспортных средств. Шансы выжить стремятся к минимуму, масштаб повреждений — к максимуму. Делай все что хочешь, но не вылетай на встречную полосу. Если столкновение неминуемо, то смотри пункты выше про сигнал и скрещенные на груди руки. Клаксон оставит тебе хоть какой-то шанс, что уснувший водитель встречного Камаза проснется и в последний момент отвернет в сторону.

В следующих статьях я расскажу, как выжить на загородной дороге, как выбрать свой автомобиль для путешествий, что делать при застревании, а также выложу серию рассказов о самых магически красивых местах России, в которых я побывал.

Удачи на Дороге!
Безработный на джипе

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment