Блудный Кот) (dmitriysh) wrote,
Блудный Кот)
dmitriysh

Category:
Евгений Евтушенко: «Счастлив стал и я неосторожно, тем, что больше счастья не ищу».
Что-то в этом есть, но что?

Козьма Прутков: «Хочешь быть счастливым – будь им!»
Это как так?

Борис Гребенщиков: «Нас учили, что жизнь — это бой, но по новым данным разведки мы воевали сами с собой.» Ну очень умно, хотя что это действительно значит?

А всё это значит – Адвайта Веданта!

Цезарь Теруэль: «У нас нет свободы выбора. У нас есть больше, – у нас есть свобода от выбора.» Ой… А это уже слишком. Процессор зависает…

Такого нет в нашей культуре, вот и зависает процессор. Последнее замечание исходит от реализованного мастера Адвайты Веданты, предыдущие – просто от талантливых людей, поймавших разрозненные брызги некогда целостного учения, истоки которого, возможно, находятся в истории славянского язычества. И мы так будем зависать всегда, потому что нет в нашей современной культуре осмысленного объяснения таких вещей. Просто мы чувствуем, да, в этом что-то есть, и всё…
«Если вы знаете одну культуру, то вы не знаете ни одной, если вы знаете одну религию, вы не знаете ни одной, если вы знаете один язык, вы не знаете ни одного», — говорил Макс Мюллер, один из основателей современного религиоведения. Так и я начал немного понимать свою родную культуру только после знакомства с другими. В этой статье я попробую показать, как восточное философское учение Адвайта Веданта помогает понять нашу культуру. Попробую проследить, как это учение пронизывает всю нашу повседневную жизнь, показать Адвайту именно с практической точки зрения. И, оказывается, чем больше ищешь Адвайту вокруг себя, тем больше её видишь везде и всюду, а не только в далекой Индии, или в очень умных книжках. Философские трактаты очень увлекают, но как только отложишь книгу, то «реальная» жизнь начинает диктовать свои правила игры. Я пробую преодолеть эту двойственность, и помогает мне Адвайта Веданта – гениальное, мне кажется, философское учение.

Почему Адвайта? Зачем она нам нужна? Ответов будет много, попробуем разобраться. Согласно этому учению, наше привычное состояние разделеннности на субъект (индивидуальное Я) и объект (внешний мир) является главной иллюзией нашего бытия. На самом деле, согласно Адвайте Веданте, мир не разделен на субъект и объект, а является целостным. Практически это означает то, что когда мы воспринимаем любое внешнее явление так, как будто мы к нему не имеем отношение, то это и есть глубокое заблуждение, иллюзия.

Слово адвайта переводится как «не двойственность, неразделенность» – только это состояние, согласно учению, является настоящей реальностью, всё другое просто выдумано нашим умом.
Если же мы этого не понимаем и выбираем двайту (двойственность, разделённость, дуализм), то это означает, что мы на самом деле еще не начали жить осознанной жизнью, а только думаем, что живем.

В современной реальности такие состояния рано или поздно уничтожат наш мир. Всё просто. Хочешь жить – осваивай Адвайту. Пафосно, конечно, но похоже на правду. Почему раньше не уничтожили? Всегда же дуалистически разделяли жизнь на добро и зло (двайта), бесконечно воевали друг с другом — и ничего, живем себе тысячи лет. А вот дальше, похоже, не получится, потому что воевать за эти тысячи лет научились очень хорошо, и если раньше доставалось только нам с вами, то теперь достаётся природе, и она постепенно погибает. Погибнет природа, погибнем и мы. Однозначно. На Луну или Марс улететь не успеем. Вот поэтому нам так нужна Адвайта. Если, конечно хотим жить. Если не хотим, то дальше можно не читать.

Начнем с экологии. Согласно экологам, если люди радикально не изменятся, то в обозримом будущем наша цивилизация скорее всего погибнет. Радикально измениться — значит научиться жить в гармонии с природой, научиться быть частью природы, почувствовать свою неразделенность, целостность с природой. А это и есть Адвайта – слияние нашего индивидуального Я (субъект) с объектом (природой). Пока такого слияния нет, жаловаться нам не на что, почти все погибнем. Так что Адвайта Веданта, по сути, предлагает нам путь фундаментального решения экологической проблемы.

Мне кажется, что экологический мотиватор — самый сильный в этой истории. Агитировать человека жить духовно, быть хорошим, добрым, заботливым, не быть разрушителем, – занятие неблагодарное. А вот если рассказать человеку, как от его неправедной жизни погибает мир, то, может быть, это его лучше вдохновит. На примере курильщиков очень хорошо это можно показать. Когда курильщику рассказывают о вреде курения для его здоровья, он отвечает, что это его жизнь, что хочу, то и делаю с ней. Но я их спрашиваю, какой наибольший вред они приносят, когда покупают сигареты?

Ответ всегда, я подчеркиваю – всегда поражает своей банальностью. Независимо от уровня развития человека, социального статуса и всех остальных наслоений он отвечает одинаково. Примерно так, как написано на пачках сигарет: курение вредно для здоровья твоего и окружающих, рак, импотенция и всё такое. Во-первых, такой ответ говорит о том, что подсознательно курильщик меня считает за дурака (та самая двойственность – двайта), вроде как бы я не читал, что написано на сигаретах. Во-вторых, таким ответом он демонстрирует, что на самом деле он слышит только себя (опять разделённость – двайта). Раз так, то, согласно Адвайте Веданте, курильщик уничтожает наш мир. Даже если не курит. Ведь мой вопрос был не в том, какой вред от курения, а о том, какой вред от покупки сигарет. Никто из курильщиков вопроса не слышит. Вот это и есть та самая разделенность — двойственность, отсутствие состояния адвайты (не двойственности).

Причем здесь экология? Притом, что любой мало-мальски экологически образованный человек легко ответит, что, покупая сигареты, курильщик голосует своими деньгами за развитие табачных корпораций, которые на эти деньги не только произведут новые сигареты, но и прозомбируют миллионы новых своих сторонников при помощи современных сверхэффективных рекламных технологий, что станет очередным шагом к уничтожению природы.

Очень важно понять, что такое зомбирование происходит путем провоцирования людей на состояние двайты – разделённости. Как только такая провокация срабатывает, то человеком можно легко управлять. Всем известное «Разделяй и властвуй!». Если же написать на пачке сигарет о том, сколько миллионов людей погибнут от нашей, казалось бы, невинной покупки сигарет, то это может стать гораздо более сильным мотиватором к поиску путей освобождения от зависимостей. Ведь любая зависимость – это и есть разделённость (двайта), и путь к любому освобождению первоначально лежит именно в освобождении от зависимостей. Так что Адвайта Веданта – это еще и простое освобождение от любых зависимостей.

Снова вернемся к Цезарю Теруэлю: «Вы думаете и верите в реальность того, что думаете». Курильщик верит в реальность того, что он сам принял решение курить. Мы всегда считаем, что мир именно такой, каким мы его себе представляем. Табачные корпорации потирают руки! Вкатило! Разделяй и властвуй – работает! А вот адвайта не работает. Значит, мы все тут погибнем.

Погибнут и владельцы табачных корпораций, так что все мы на самом деле в одной лодке. Реальное понимание этого и есть адвайта. Если же у читателя сейчас включится любой негатив по отношению к монстрам табачной индустрии, значит, читатель угодил в ловушку двайты, он начал разделять себя (добро) и монстров (зло). Обратите внимание: начал разделять, а не различать. Различение добра и зла, хорошего и плохого – есть Адвайта, а вот разделение – нет. Если мы видим зло, то в нашей культуре заложен ничем не обоснованный поведенческий стереотип: мы начинаем к этому злу негативно относиться (разделение). Парадокс заключается в том, что чем лучше, чем позитивнее человек относится к так называемому злу, тем меньше его становится (различение). Потому, что согласно Адвайте Веданте, зло – это иллюзия, его не существует в реальности, зло создано нашим собственным умом!
Это очень тонкие вещи и совершенно другой уровень осознанности жизни. В такие моменты понимаешь, что вся наша жизнь во многом — иллюзия, что многие «представления» в нашей голове — всего лишь игры разума, концепции нашего ума, созданные только нами и существующие только в нашем воображении. Это – Адвайта Веданта.
Практика без теории слепа, теория без практики мертва! Попробуйте простейшую, но уверяю вас, чрезвычайно эффективную практику осмысления состояния адвайты. Для этого совсем необязательно ехать в Индию, заниматься йогой или идти на поклон к великому Гуру. Просто прокатитесь в тамбуре обычной пригородной электрички и попробуйте там попросить людей не курить. Предупреждение! Автор и издатель не несут ответственности за любые потери или ущерб, причиненный или испытываемый любым лицом, действующим или воздерживающимся от действий на основании материалов, изложенных в настоящей статье!
Пожалуйста, прежде чем приступить к этой ведической практике — внимательно прочитайте до конца настоящую статью! Ваш успех всецело будет зависеть от того, сможете ли вы реально раскрыть и временно удержать в себе состояния различения (а не разделения), принятия (а не отвержения), сострадания (а не страдания), заботы (а не долга), радости (а не счастья), любви (а не удовольствия).
Как нетрудно догадаться, все вышеперечисленные состояния являются базовыми состояниями Адвайты Веданты. Как только вы почувствуете, что хотя бы одно из ключевых состояний покидает вас – бегите! Смиритесь со своим несовершенством и смело бегите! Это действительно очень трудная практика! Однако после такого экстремального опыта теория Адвайты Веданты уже никогда не останется для вас только мертвой теорией.

Теперь на основе вышеизложенных идей попробуем осмыслить цитаты, приведенные вначале статьи.
Евгений Евтушенко: «Счастлив стал и я неосторожно, тем, что больше счастья не ищу«.
Что плохого в состоянии поиска счастья? Человек старается, ищет, ищет… Ведь именно этому нас учили в пионерских лагерях: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!». Оказывается, такие поиски счастья обычно приводят к состоянию разделенности: несчастный субъект (Я) и счастливый объект (Счастье).

Настоящее счастье, согласно Адвайте – это неразделенность субъекта и объекта. А если мы ищем счастье в состоянии разделённости, то одновременно этой же самой разделённостью мы и отдаляем от себя счастье, мы не можем догнать счастье теоретически. Замкнутый круг. Всё равно, что догонять горизонт. Это, конечно, не означает, что не нужно искать счастье, но надо понять, что счастье не снаружи (в объекте), а внутри. А на самом деле даже не внутри, потому что понятий «внутри и снаружи» не существует. Как только мы избавляемся от иллюзии разделенности нашей жизни на «внутри и снаружи», тогда и рождается настоящее счастье (радость). Так что адвайтистское прочтение пионерской речёвки будет немного иное: «Бороться, искать, найти и рассмеяться!».

Вот и очередной ответ, зачем нам Адвайта: чтобы быть счастливыми! Кстати, быть счастливым – главная цель и буддийского учения, но только с маленьким дополнением: быть счастливым, и чтобы от этого никто не страдал (а вот это сложнее). Мы же обычно становимся счастливыми за счет других. А раз так, то согласно Адвайте Веданте это не счастье, а иллюзия.
Немного о буддизме. В Индии существуют Веды (аналог Библии или Корана). Веды — это древнейшие индийские тексты, содержащие в себе огромный комплекс всевозможных религиозных, философских и мировоззренческих идей. Большинство восточных учений основываются на Ведах. В том числе Буддизм и Веданта – различные прочтения Вед. Поэтому Веданта – как одно из прочтений Вед; Адвайта – учение о недвойственности по версии философии Веданты.

Существует так же учение о недвойственности по версии Буддизма. В Буддизме оно называется «отсутствие самосущего бытия» (концепция Пустоты) – пустота от независимого существования. В целом эти учения совпадают. Просто действительно сложные вещи мы всегда стараемся объяснять разными способами. Например, прочтением Вед посредством западного мышления будет учение об экологическом жизневедении. В своей сути оно ничем не будет отличаться от Буддизма или Веданты, кроме формы и глубины подачи.
То же можно сказать и об Учении Христа. Католичество, Протестантство, Православие, Старообрядчество и множество других Христианских конфессий – все они есть различные прочтения Учения Христа. Само же Учение Христа тоже основано на Ведах…
Вот что пишет об этом один из основателей современного религиоведения Макс Мюллер: «Для меня подлинное христианство, я имею в виду религию Христа, становится более и более возвышенным по мере того, как мы всё больше узнаём и всё беспристрастнее оцениваем сокровища истины, скрываемые в презираемых религиях мира. Теория Христа – это теория ведического Агни, или огня; Воплощение представляет ведическое торжество сотворения огня, символ огня любого вида, во всяком движении жизни и мысли; Троица Отца, Сына и Духа есть ведическая Триада Солнца, Огня и Ветра; а Бог в конечном счете есть космическое единство». В возрасте 52-х лет Макс Мюллер оставил преподавательскую деятельность, всецело посвятив себя изданию Священных книг Востока.

Снова вопрос – зачем нам всё это? Зачем нам изучать всякие религиозные предрассудки? На этот раз отвечу словами Махатмы Ганди: «Для меня религия – это вера в упорядоченное нравственное устройство Вселенной». Вот такое отношение к понятию «религия» – это уже надконфессионный подход.

Пока мы делим религии на конфессии, мы продолжаем обретаться в состоянии разделенности (двайты). Как только мы освобождаемся от конфессиональной зависимости, мы обретаем целостность – состояние неразделённости (адвайты).
Вера в упорядоченное нравственное устройство Вселенной – это уже вера настоящего ученого, человека, стремящегося беспристрастно взглянуть на окружающую действительность. Пожалуй, авторитет верующего ученого Альберта Эйнштейна волне подходит для этой истории: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а так же избежать догм и теологии. Охватывая и природу, и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей – и природных и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, – это буддизм».

Для не освободившихся от конфессиональной зависимости христиан предлагаю осмыслить буддийское прочтение поступка Христа. Ведь это в чистом виде буддийское сострадание – принятие на себя полной ответственности за страдания всех живых существ, что практически в точности соответствует идее недвойственности в Адвайте Веданте. Не многие из ортодоксальных христиан понимают это. Какие могут быть противоречия между учением Христа и Востоком? Противоречия существуют только между бесчисленными конфессиями, по-своему интерпретирующими изначальное. В идеале – всех примеряет Адвайта.

Почему сострадание и недвойственность одно и то же? Очень просто. Как мы уже знаем, страдание происходит от разделённости. Как только проходит разделённость, проходит и страдание. Так вот, буддийское сострадание – это слияние с объектом страдания, то есть освобождение от разделённости. Поэтому сострадающий всегда счастлив, в нем нет разделённости. А те, кто думают, что Христос мучался на распятии, они не понимают сути Адвайты. Он теоретически не мог мучаться, потому что находился в состоянии сострадания, то есть неразделённости.

Одновременно Христос продолжал любить. Почему такая любовь не проходит, даже если тебя пытают? Потому, что у Христа была не иллюзорная обусловленная любовь (любовь при определенных условиях – как у нас), а необусловленная любовь (любовь безо всяких условий). Обусловленную любовь называют любовью только по недоразумению, на самом деле это зависимость и привязанность, идущие от состояния разделенности (двайты, двойственности, дуализма). Об этом знают все психологи. Необусловленная же любовь идет от неразделённости, и она не проходит потому, что ей просто некуда уходить. Я есть ТО. А вот обусловленной любви есть куда уходить – в субъект или в объект. Вот она и уходит, а на самом деле её и не было, её на время выдумал наш ум, приняв иллюзию за реальность.

Взгляните на фото с крестом. Так выглядит обусловленная любовь. Погиб человек. И люди абсолютно искренне вырезали на живом дереве памятник. Но про природу забыли. Потому, что природа для их расщепленного двойственного состояния – это очень далекий абстрактный объект.

Теперь легко понять Козьму Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им!» Не ищи счастья на стороне! Оно в состоянии неразделенности! Сам будь счастьем, создай его сам, сделай так, чтобы ты и счастье стали одним целым!

Вернемся на Родину, от теории к практике. После прикосновения к учениям Востока, в большинстве которых присутствует Адвайта, я стал совсем по-другому воспринимать многие привычные явления нашей жизни. «Чтобы объединиться, нужно сначала размежеваться», – говорил Ленин. Ничего себе! «Размежеваться» – это различение, избавление от привязанности (разделённость), а значит избавление от иллюзии. И только потом, только после избавления от разделённости как иллюзии, можно объединяться в целостность.

Пока мы не избавимся от привязанности, мы не можем реально объединиться. Ленин – натуральный адвайтист в западном исполнении! А что говорить о коммунистической утопии в её изначальной идее? Без реализации Адвайты коммунистический проект не мог выжить. Как писал Ганди, большевики нарушили основополагающий ведический принцип ненасилия, когда начали отбирать собственность, после чего советская власть была обречена. Почему ненасилие – это Адвайта? Потому, что в неразделенности не может быть объекта насилия. Нечего насиловать – объекта нет!

Я задаю вопрос, почему «Белое солнце пустыни» такой популярный фильм? Обычный революционный боевик. У нас много было таких, например, «Неуловимые мстители». Мне никто не может ответить, хотя все чувствуют, что фильм действительно особенный. Так, что особенного мы чувствуем? Мы чувствуем Адвайту!

Есть ещё один такой фильм – «Семнадцать мгновений весны». Товарищ Сухов и Штирлиц. Для меня эти легендарные люди – реализованные адепты Адвайты. Слегка преувеличиваю, конечно. Однако вот что поразительно: эти герои сумели оказаться как бы над схваткой, формально являясь большевиками, они сумели выйти из обеих противоборствующих дуалистических (двайта) систем! За что и полюбились абсолютно всеми участниками этих иллюзорных конфликтов. И не суть важен незамысловатый сюжет этих фильмов, – тематик для конфликтов можно придумать сколько угодно, впечатляет, по сути, только состояние главных героев. Участвуя в жесточайших схватках, они в своих мыслях одновременно находились в совершенно другом измерении мирной созидательной жизни.
При этом Сухов не стал самоустраняться от встретившихся на его пути смертельно опасных ситуаций, а, наоборот, принял в них решающее участие. И это его решающее участие заключалось в первую очередь в том, что он сумел с заботой, любовью и состраданием подойти к каждому участнику этой иллюзорной игры в войну, включая даже самых отъявленных бандитов. Одна из легенд рассказывает, что Будда как-то даже убил человека из чувства сострадания. Сухов действовал как Будда! Ни ожесточения, ни ненависти, ни гнева, ничего, чтобы могло говорить о дуалистическом состоянии, не было у Сухова. В этом принципиальная разница с неуловимыми мстителями, которых белые ненавидели. Сухова и Штирлица любили все.

All you need is love! – спели Биттлз после посещения ашрама Махариши в Ришикеше (Индия), и весь мир немедленно почувствовал – да, действительно немного нужно, – только любовь! Необусловленная любовь!

Вот и Сухов, подобно Христу, просто полюбил своих так называемых врагов. И они неожиданно исчезли как иллюзия, и, похоже, в этом состоянии Сухов был теоретически неуязвим. Его любовь была не такая как у нас, а необусловленная, то есть без условий, без привязанностей, а значит — без разделённости. Сухов не был привязан ни к одному из сообществ, игравших в войну иллюзий, и вот поэтому находился над схваткой как бы совершенно в другом измерении, до которого не могли долететь пули. Возвращаясь к высказыванию Ленина, Сухов «размежевался», то есть избавился от любых привязанностей, в том числе – к большевикам, но это был только первый шаг. А вот потом Сухов тут же объединился со всеми участниками (адвайта), а не отделился (хотя спокойно мог это сделать) и стал с ними активно (сострадательно, недвойственно) взаимодействовать (Я есть ТО).

Примерно похожую историю можно рассказать и про Штирлица. Его партнер по игре — убийца и садист Мюллер — так полюбил Штирлица, что, похоже, сделал всё возможное и невозможное, чтобы спасти его от провала! Если бы все мы сумели также необусловлено полюбить Мюллера, как это смог сделать Штирлиц, то всё зло, которое представлял Мюллер, исчезло бы как сон!

Если мы практически применяем идею сострадания и необусловленной любви к нашей повседневной жизни, то мы, например, должны искренне взять на себя полную ответственность за всё безобразие, которое творят в нашей стране коррумпированные чиновники, а не считать себя белыми и пушистыми. Если же мы не берем на себя эту ответственность (а так всегда и бывает), то мы оказываемся в состоянии двайта (двойственности), что приводит нас к бесконечным страданиям, а по версии современных экологов – к экологическому коллапсу (об этом ниже).

Вернёмся к теории. Философия Адвайты Веданты произрастает из Вед и не связана с какой-либо исторической личностью. Однако в VIII веке нашей эры философ Шанкара предложил ясную систематизацию Адвайты и, таким образом, в какой-то степени оказался её основателем. Он почитается как наиболее важный учитель Адвайты Веданты, который сумел наиболее просто и доходчиво подать сложнейшие идеи Адвайты.

Главная формула Адвайты Веданты, согласно Шанкаре, звучит так: «Brahman is real. The universe is unreal. Brahman and Atman are One». Брахман – реален, мироздание – не реально. Брахман и Атман есть Одно.
Понятие Брахман – это некая изначальная субстанция, абсолют, космос, высшая реальность, бесконечность, безграничность, в поле которой и происходят все события, включая и само мироздание и богов, созданных этим мирозданием. Брахман – некая неизменная абсолютная субстанция, которая никогда не прекращает своего существования, некая бесконечная сцена, на которую проецируется вся космическая игра. Брахман сам по себе не является ни управителем, ни творцом видимого мира. Этот видимый мир «создаётся» Майей – совершенно особой сущностью, ни реальной ни нереальной.
Понятие Атман – это абсолютное индивидуальное сознание. В идеале – оно едино с Брахманом (та самая неразделенность). Но как только это состояние единства теряется, то возникает понятие Майя (иллюзия, обман, ложь, фикция, мираж, магия и пр.). Однако, понятие Майя не считается таким уж плохим состоянием до определенного момента, но только состоянием, которое на шаг в сторону от Брахмана. Майя совместно с Брахманом рождают так называемый относительный мир, который называется Ишвара (отражение Брахмана в Майе). Вот с этим самым относительным миром (относительной реальностью) мы и имеем дело, населяя его бесконечными творениями включая личных богов, религии и пр.

Таким образом, формула Брахман+Майя=Ишвара отражает наш обычный видимый мир. Языческое понятие «Род» – аналог Брахмана, соответственно «Природа» (при Роде) означает видимый мир (Ишвара), непосредственно относящийся к Брахману. Поэтому мы так часто говорим об экологии.
Наиболее популярными восточными представителями Ишвары являются Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). В христианстве – Триединство, в исламе – Аллах (аналог Брахмы). Очень важно понять, что все эти боги реальны только в Ишваре – относительном мире, созданном благодаря Майе (начало разделённости). Как только удаётся преодолеть эту разделённость, то все Боги исчезают (поскольку они есть порождение Ишвары, а не Брахмана). Такое состояние тотальной неразделённости на востоке называют Просветление (Самадхи).

Следующий шаг по отдалению от Брахмана – это, так называемая, фантомная или призрачная реальность собственно иллюзорных объектов, более глубокое погружение в сон, в иллюзию, заблуждение и невежество, мир абсолютной нереальности. Это тоже Майя, но Майя «второго порядка», при которой происходит отделение и от относительного мира (Ишвары). Преодоление такого разделения на востоке называют Освобождение. Всё, о чем шла речь в этой статье выше, есть попытка преодоления Майи «второго порядка», освобождение от всех негативных явлений нашей жизни (страданий, гнева, невежества, привязанностей, зависимостей, отсутствия любви и сострадания и пр.). Только после того, как будет достигнуто освобождение от Майи «второго порядка», можно говорить об абсолютном освобождении – Просветлении. Только тогда мы вправе говорить о том, что Боги не реальны. У нас нет свободы выбора. У нас есть больше – у нас есть свобода от выбора.
Вот это имел в виду Эйнштейн в приведённой выше цитате – «…преодолеть представление о Боге как личности…». Если «бог» – с маленькой буквы – это Брахман. Если «Бог» – с большой буквы – это личность, продукт Ишвары. Согласно Шанкаре, простой человек не в состоянии познать «бога» как Брахмана и поэтому временно визуализируется «Бог» как личность. Очень нужно на определенном этапе. «Все Боги очень и даже очень нужны!» — сказал Шанкара и был принят на ура многими индуистскими конфессиями. А вот буддисты были вроде бы честнее и сразу объявили Богов иллюзией, за что, возможно, и оказались в опале в Индии. Хотя, по сути, буддийская Пустота и Адвайта — одно и то же. «Шанкара – это переодетый буддист!» – говорил выдающийся философ и бывший президент Индии Сарвепалли Радхакришнан. Примерно подобное говорил и Ганди про Льва Толстого и Ленина! Не забудем включить в эту компанию и Далай-ламу, который неоднократно называл себя буддистом-марксистом!

Вот один простой пример преодоления наслоений на Атмане. Согласно психологам, любое негативное проявление – это защитный механизм человеческой психики. То есть на самом деле своим гневом, ненавистью или любым другим негативом человек защищает какую-то свою слабость (упадхи-грехи). Причем эта слабость бывает настолько «сильна», что человек стоит насмерть, лишь бы прикрыть её любой ценой. И чем сильнее и глубже слабость, тем больший негатив требуется для её защиты.

Чего боится такой человек? Он боится внешнего насилия. Так вот, если мы это действительно понимаем и хотим ему добра, то мы не станем травмировать человека своим насилием, а пройдем насквозь через его слабости и защиты (упадхи) напрямую к его абсолютному индивидуальному сознанию – Атману. Обычно же мы взаимодействуем не с чистым Атманом человека, а с его наслоениями, а это и есть Майя «второго порядка», мы ведёмся на иллюзию! Мы принимаем качества человека за его суть! Это происходит оттого, что нет сострадания и нет состояния ненасилия. Вот поэтому в Адвайте так важно ненасилие, о котором постоянно говорил Ганди.
Пусть простит меня наш любимый президент, но попросим его снова поучаствовать: «Когда был Путин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной». Допустим, что детство президента – это его чистый Атман без наслоений, которые накопятся только в будущем в его взрослой жизни. Согласно Адвайте, эти наслоения – иллюзия (Майя). Тогда с чем нам надо взаимодействовать, если мы больше не хотим обретаться в Майе? Очевидно, что не с сегодняшними наслоениями президента, а с его чистым Атманом. При этом сразу проходит любое негативное отношение к нему, проходит состояние разделённости, а на его место возвращается теперь уже наш чистый Атман – способность к различению. А раньше эта наша способность была заблокирована наслоениями, и мы сталкивались лбами друг с другом в непримиримой войне наших наслоений-иллюзий. Если же нам нужно психоаналитически исследовать наслоения, то прежде мы должны научиться работать с ними без насилия. Нас учили, что жизнь — это бой, но по новым данным разведки мы воевали сами с собой.

И последнее уточнение, дальше будет легче. Формула Атман+Упадхи=Джива полностью соответствует формуле Брахман+Майя=Ишвара, но только на уровне индивидуального сознания. Конкретно по каждому термину: Упадхи (грехи) – эта та же Майя (иллюзия), но только на уровне индивидуального сознания. Джива (индивидуальная душа) – эта та же Ишвара (относительный мир), но только на уровне индивидуального сознания. Авидья (индивидуальное неведение) – эта та же Майя (иллюзия), но только на уровне индивидуального сознания. Поэтому Джива (отражение Брахмана в индивидуальном неведении /Авидья/) на уровне индивидуального сознания полностью соответствует формуле Ишвары (отражение Брахмана в Майе). Соответственно, преодоление Майи «второго порядка» – это отработка формулы Атман+Упадхи=Джива (уровень индивидуального сознания) для достижения состояния Освобождения, а преодоление собственно Майи – это отработка формулы Брахман+Майя=Ишвара для достижения состояния Просветления.

Subscribe

  • (no subject)

    Все иллюзия, кроме наблюдающего. Все сон, кроме наблюдающего. Только познающий - истина, реальность. Все, что вы видите - иллюзорно; видящий не…

  • (no subject)

    "Любовь — это женская часть внутри вас, а осознанность — это мужская часть внутри вас. Им обоим нужно встретиться и слиться друг с…

  • (no subject)

    "Если внутри вас существует конфликт между мужчиной и женщиной, между солнцем и луной, тогда вы будете постоянно заинтересованы внешним.…

Comments for this post were disabled by the author