Блудный Кот) (dmitriysh) wrote,
Блудный Кот)
dmitriysh

Итак, для обретения психологической зрелости, да и вообще, для того, чтобы полноценно проживать свою, а не чужую жизнь, человеку необходимо выполнить ряд задач:
1. во первых, своевременно сепарироваться от родителей;
2. во вторых, укреплять в себе свою Взрослую часть,различая в себе состояния неблагополучия внутреннего Ребёнка
3 в третьих, снять проекции родительских функций с людей, которые родителями вовсе человеку не являются,
4 в четвёртых, найти способы удовлетворять дефициты своего детства, например, свой эмоциональный голод, опираясь на свои собственные ресурсы, а не эксплуатируя ближних,
5. в пятых, и в главных может быть, формировать и укреплять своё подлинное " Я" и различать в себе своё псевдо " Я".
6 в шестых, дифференцировать свою эмоционально - инстинктивную сферу и свой интеллект, а при принятии решения, всё таки опираться на второе, а не на первое.
В этой связи мне интересно ещё раз остановиться на том, как определял подлинное " Я" и ложное " я" Мюррей Боуэн, а также механизмы их формирования.

"Внешняя несвобода человека в значительной степени определяется, по Боуэну, его внутренней несвободой. Как отмечает Боуэн, в своем «недифференцированном» состоянии человек «ведется» инстинктивно-эмоциональной системой, причем не только и даже не столько «своей», сколько системой инстинктивных и эмоциональных взаимосвязей в малых (и больших) сообществах, в которые он входит (в частности — семейной системой). Интеллект недифференцированного человека подстраивается под эмоции, отношения и способы поведения, диктуемые микро- и макро-коллективными инстинктивно-эмоциональными системами. Меж тем у «дифференцированного» человека интеллект не «склеен» с инстинктивно-эмоциональной сферой, независим от нее (это, собственно, и называется у Боуэна «дифференциацией»). Такой человек способен составить себе когнитивное представление о ситуации, в идеале совсем не определяемое трендами инстинктивно-эмоциональной системы, или определяемое ими в небольшой степени. Такой человек «думает сам». Имея самостоятельную и более или менее объективную картину ситуации, дифференцированный человек способен также и действовать в соответствии с этой картиной, а не с тем, куда ведут его эмоциональные реакции. Разумеется, не предполагается, что хорошо дифференцированный человек бес-чувствен; предполагается, что он не подменяет разум «слепыми» чувствами.

Впрочем (цитирую), «никто не может стать абсолютно объективным и никто не может достичь такого состояния, чтобы эмоционально не реагировать на семейные ситуации. Но даже небольшой прогресс в этом направлении поможет… смотреть на эмоциональную систему семьи слегка «со стороны», что в свою очередь позволит по-другому взглянуть на саму природу человека. … Стараясь быть более объективным в отношении семьи, человек принимает на себя особую роль, которая важна для самоуважения и которая помогает ему развить свою индивидуальность и ответственность… Критический момент в терапии можно считать пройденным, когда человек оказался в состоянии увидеть различие между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, а также выработал приемы, позволяющие использовать это знание для решения проблем, возникающих на его жизненном пути».

Однако же относительно независимое функционирование интеллекта — не единственный критерий правильной (по Боуэну) дифференциации Я. Боуэн различает «твердое Я» и «псевдо-Я». «Твердое Я» является у человека своим собственным, оно «слагается из четко определенных представлений, убеждений и жизненных принципов, которые попадают в Я из жизненного опыта через процесс интеллектуального рассуждения и в результате тщательного отбора». Благодаря этому истинное Я обладает единством и когерентностью: «Каждое убеждение твердого Я, каждый жизненный принцип сочетается со всеми другими» (здесь можно вспомнить представления Хайнца Кохута о Self в отличие от Эго).

Основание для того, чтобы называть «истинное Я» «твердым» состоит в том, что «твердое Я» способно противостоять не только реакциям собственной эмоционально-инстинктивной системы, но и давлению окружающих. «В любой конкретной ситуации оно говорит: «Вот это я, я в это верю, на том стою, это буду делать, а этого не буду». … Совершая выбор, человек становится ответственным за себя и за последствия своих действий. … Твердое Я будет действовать в соответствии со своими принципами даже в самой жесткой и тревожной ситуации».

В отличие от этого «псевдо-Я слагается из широкого круга принципов, верований, житейской мудрости и знаний, которые считаются «правильными» и усваиваются потому, что этого требует группа. Поскольку эти принципы приобретаются под давлением, они бывают случайными и не сочетаются друг с другом, хотя индивид может и не осознавать их противоречивости...»

«Псевдо-Я создается под давлением эмоций и под давлением эмоций же может быть модифицировано. Любая эмоциональная единица, будь то семья или целое сообщество, осуществляет давление на членов своей группы с целью подчинения идеалам и принципам группы. … Псевдо-Я — это притворное Я, … это актер, оно может быть представлено многими разными Я. … Для большинства людей несложно определить явное притворство, но, поскольку каждый из нас немного актер, бывает весьма трудно определить тонкое притворство. … хороший актер может быть настолько реалистичным, что без детального знания особенностей функционирования эмоциональных систем и ему самому и окружающим его людям бывает невозможно разграничить твердое я и псевдо-Я… Псевдо-Я создается по образу и подобию системы отношений, и оно является предметом обмена в системе отношений».

И, наконец: «На основании своего опыта работы с этими понятиями я убедился, что у всех нас количество твердого Я меньше, а псевдо-Я гораздо больше, чем думает большинство из нас».

ameli39

Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments